Платные дороги в Украине. Преимущества и недостатки. Когда стоит их ждать?

17.09.2019

Как только украинский водитель пересекает границу с любой из европейских стран на автомобиле, он очередной раз убеждается в том, что качество покрытия автомобильных дорог Европы несравнимо выше, чем в Украине. Однако особое удовольствие и восхищение вызывает возможность перемещаться комфортабельными платными дорогами. Ехать по ним – настоящее наслаждение, хоть и за каждый километр приходится платить от 7 евроцентов и выше. Но несомненно оно того стоит.

На протяжении нескольких последних лет СМИ активно обсуждают заявления “Укравтодора” о том, что и на территории Украины скоро будут платные магистрали с идеальным покрытием и современной дорожной инфраструктурой уровня знаменитых немецких автобанов. Что это, долгожданные перемены или очередная новостная “утка” – разберемся далее.

Как работают платные дорогие в Европе?

С появлением Евросоюза и фактическим стиранием границ между европейскими государствами спрос на концессионные дороги стремительно вырос. Принцип создания таких дорог довольно прост и заключается в том, что изначально государство объявляет тендер на реконструкцию проблемных участков. Выигравший конкурс подрядчик за свой счет восстанавливает или создает дорожное покрытие, обеспечивает участок маршрута заправочными станциями парковочными узлами и прочей сервисной инфраструктурой. После выполнения условий тендера подрядчику предоставляется право взимать плату за проезд по дороге, продолжая регулярно обслуживать ее. 

Благодаря этому правительству не нужно выделять огромные суммы на строительство и содержание дорог. В свою очередь  подрядчики в дальнейшем получают выплаты и управляют автобанами в течение 30-40 лет. За счет этого дорожная инфраструктура значительно улучшится, а проблемных участков с плохим покрытием станет в стране меньше.

Преимущества платных дорог

О платных и идеальных дорогах в Украине только остается мечтать и ждать пока в скором будущем проекты начнут реализовывать. Тем не менее за рубежом концессионные маршруты пользуются большим спросом среди автовладельцев за счет следующих преимуществ:

  • вдоль автобана безупречно развита инфраструктура - есть все необходимое, чтобы заправиться, перекусить и отдохнуть, отремонтировать автомобиль, получить необходимую помощь;
  • дорожное покрытие соответствует наивысшим стандартам и требованиям, долго служит и не имеет дефектов, поскольку регулярно и качественно обслуживается;
  • на них не бывает пробок, поскольку все наиболее загруженные участки оборудованы достаточным количеством дополнительных полос движения;
  • платные дороги не имеют привычного ограничения 50 км/ч - допустимая скорость колеблется в пределах 130-180 км/ч;
  • при возникновении аварий – в течении нескольких минут появляются  необходимые спасательные службы. Такая оперативность объясняется тем, что за каждым участком платной дороги ведется непрерывное круглосуточное видеонаблюдение, что позволяет стремительно реагировать на любые изменения трафика;
  • в сезоны снегопадов дорога всегда чистая и безопасная для скоростной езды.

Еще одно важное преимущество платных автобанов - то, что перемещение по ним позволяет водителям, ощутимо экономит время. Зачастую, такие дороги строят в объезд населенных пунктов, позволяя добраться до места назначения в несколько раз быстрее, нежели по обычным дорогам.

Недостатки платных дорог

На фоне значимых преимуществ всплывает один существенный недостаток - за идеальные дороги нужно платить. Во многих странах Европы плата не превышает 10 евроцентов за километр, но в некоторых государствах установлены действительно высокие тарифы. Их размеры обусловлены большой стоимостью строительства и высоким уровнем доходов граждан страны , поэтому в развитых странах Западной Европы ездить по платным автобанам - действительно недешевое удовольствие.

Стоит ли ждать платные дороги в Украине?

Несомненно, да. На сегодняшний день “Укравтодор” уже презентовал несколько направлений, которые могут в скором будущем сделать платными. К примеру, маршрут Киев-Белая Церковь подрядчик планирует начать строить уже в 2019 году, хотя документально, не все этапы этого участка трассы еще оформлены. При постройке нового автобана должно быть соблюдено условие - старая дорога тоже реконструируется и должна быть достойной альтернативой платного участка.

Также активно ведется подготовка маршрута Львов-Краковец, который много лет обслуживает и соединяет Украину с Евросоюзом. По предварительным данным средства подрядчику будут возвращены за счет объектов дорожного сервиса, придорожной инфраструктуры, рекламы, логистики и оплаты за проезд. 

Сколько нужно будет платить за пользование безупречным автобаном?

За рубежом стоимость 1 километра составляет 7-10 евроцентов, и в Украине цена будет приблизительно такой же - около 3 грн. Чтобы проехать по платному участку длинной в 50 километров, водителю нужно будет отдать около 100-150 грн., тоесть стоимость не будет выше стоимости 3-5 литров 95-го бензин.

На формирование цены за проезд будут влиять многие факторы:

  • стоимость строительства дороги;
  • средний расход бензина при проезде платного участка;
  • загруженность дороги;
  • уровень доходов  украинцев;
  • существующие мировые тарифы на платные автобаны.

Цена на проезд по автобану будет устанавливаться таким образом, чтобы каждый водитель имел материальную возможность оплатить маршрут. Бесплатные объездные пути тоже останутся, но качество сервиса на платных участках будет значительно выше.

Какие участки дороги в Украине могут стать платными?

По данным “The World Economic Forum” Украина занимает 137 место из 144 стран по качеству дорожного покрытия. Одним из лучших путей для улучшения положения является реконструкция дорог частными подрядчиками. В перспективе такие дороги будут отдавать в концессию и делать платным, чтобы возместить потраченные средства подрядчику и позволить ему зарабатывать, обслуживая дорогу.

По законодательству Украины дороги на территории страны могут строить частные компании и предприниматели, в дальнейшем взимая плату за передвижения по ним. Тем не менее впервые о платных автобанах начали говорить всего несколько лет назад. К сожалению, существующие в данный момент условия строительства  концессионных дорог в украинской реальности невыгодны для бизнеса, поэтому желающих проводить такого рода реконструкции можно пересчитать на пальцах одной руки.

Тем не менее по данным СМИ представители “Укравтодора” полны оптимизма и нацелены на привлечение инвесторов для создания новых платных автобанов с идеальным дорожным покрытием. На текущий 2019 год было представлено несколько перспективных направлений, которые в последствии могут стать платными:

  • Киев-Белая Церковь;
  • Львов-Краковец;
  • Львов-Мукачево;
  • Одесса-Николаев;
  • Киев-Умань;
  • Гданськ-Одесса;
  • Львов-Тернополь.

Из перечисленного списка только 2 направления действительно активно подготавливаются к введению в эксплуатацию в платном режиме - Киев/Белая Церковь и Львов/Краковец. Оставшиеся маршруты только теоретически могут быть подогнаны под требования концессионных участков, но в действительность положительных сдвигов пока что нет.

Будут ли старые дороги делать платными?

Исходя из заявлений “Укравтодора”, уже существующие дороги делать платными не будут. Сейчас ведется активная разработка с возможностью дальнейшего строительства новых дорог, сделанных с нуля, в соответствии со всеми актуальными стандартами и требованиями. Старое дорожное покрытие может стать платным только в том случае, если его полностью уберут и реконструируют заново.

Идеальные дороги в Украине - большая мечта каждого автовладельца. Тем не менее, в ближайшие год-два ожидать появления платных автобанов европейского уровня не стоит. “Укравтодор” активно ведет переговоры, создает проекты, ищет подрядчиков для воплощения нововведения, но в действительности говорить о подписании реальных договоров на строительство дорог с привлечением серьёзных операторов в данной отрасли пока что рано.